Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Яндекс» колдует с поиском

«Яндекс» колдует с поиском

«Яндекс» колдует с поиском

Конкуренты недовольны условиями доступа информации

«Коммерсантъ» от 28.05.2021, 19:11

«Яндекс» обещает открыть всем компаниям доступ к так называемым колдунщикам — обогащенным ответам на запросы в поисковике. Из-за этой опции ФАС ранее вынесла «Яндексу» предупреждение: конкуренты компании жаловались, что сервисы «Яндекса» имеют преимущество в его выдаче, а остальные — дискриминированы. Шаги, предпринятые «Яндексом», не устраивают жалобщиков: они недовольны тем, что в обмен на доступ поисковик требует открыть большой объем данных и использовать его платежные инструменты.

«Яндекс» откроет всем компаниям доступ к настройке так называемых колдунщиков — обогащенных ответов в поисковой выдаче, условия доступа опубликованы в пятницу в корпоративном блоге компании. Для использования «колдунщиков» желающим необходимо открыть поисковику ряд данных, необходимых для формирования обогащенного ответа, чтобы он «корректно отображался в выдаче и точно отвечал на запрос пользователя». «Например, чтобы сформировать обогащенный интерактивный ответ для сервиса объявлений о продаже автомобилей, потребуется вся база моделей и марок с фотографиями, которая используется в этом сервисе»,— заявили в «Яндексе».

Также для получения доступа к «колдунщикам» партнеры должны установить «Яндекс.Метрику» и поддерживать на своих ресурсах авторизацию и оплату через инструменты «Яндекса», говорится в блоге.

Доступ к партнерским ответам будет предоставлен «на коммерческих условиях», уточнили “Ъ” в «Яндексе». «Блоки будут ранжироваться, как и раньше, в соответствии с метрикой полезности: они будут показываться, только если решают задачу пользователя лучшим образом, или не показываться вовсе, в ряде случаев таких ответов может быть показано несколько»,— говорят в компании.

“Ъ” направил запрос в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о том, будет ли такое открытие доступа к «колдунщикам» засчитано как устранение нарушения. Как сообщал “Ъ” 24 февраля, ФАС нашла признаки нарушения в работе «колдунщиков», которые создают дискриминационные условия на рынке интернет-поиска, так как доступны только сервисам самого «Яндекса», заявляли в службе. 13 апреля она возбудила против «Яндекса» дело за неисполнение требований по устранению указанных нарушений, оно будет рассмотрено 9 июня. Эти претензии ФАС предъявила после жалобы онлайн-сервисов ivi, Avito, ЦИАН, Profi.ru и «Туту.ру», поданной в августе 2020 года. Основная их претензия заключалась в том, что «колдунщики» чаще всего оказываются выше в результатах поиска и позволяют пользователям удовлетворять свой запрос без перехода на другую страницу. В «Яндексе» на это заявляли, что такие блоки не имеют никаких преимуществ перед другими результатами поиска.

Опрошенные “Ъ” интернет-сервисы, которые ранее жаловались на дискриминацию, не удовлетворены условиями доступа к «колдунщикам». «Уже на первый взгляд мы видим ряд требований, которые вряд ли будут выполнимы для отрасли. Например, требования о передаче »Яндексу» всех данных сторонних ресурсов, обязательном использовании счетчиков и платежных сервисов »Яндекса»»,— заявили “Ъ” в пресс-службе «Авито».

«Дискриминация конкурентов в поиске »Яндекса» продолжается, ежедневно десятки и сотни российских интернет-ресурсов теряют трафик, который за счет »колдунщиков» присваивается сервисами »Яндекса»»,— добавили в компании.

«Все озвученные принципы доступа к настройке сложных обогащенных ответов очень упрощенно сводятся к тому, что компаниям придется широко открыться »Яндексу», предоставив большой объем чувствительной информации, в том числе составляющей коммерческую тайну»,— добавили в пресс-службе ivi. В видеосервисе опасаются, что данные могут быть использованы «Яндексом» «для продвижения своих сервисов, а также для дальнейшего подавления честной конкуренции на рынке». «Навязывание дополнительных условий не соответствует предписанию ФАС. Например, Google для использования »колдунщиков» подобных требований к сервисам не предъявляет: никакой оплаты и никаких требований по установке Google Analytics. Только семантическая разметка публичная и доступная всем. Не говоря уже об использовании собственных платежных сервисов»,— настаивают в ivi. Новое решение пока выглядит недоработанным по многим параметрам, заявил “Ъ” заместитель генерального директора «Туту.ру» по правовым вопросам Дмитрий Иванов: «Так что о нашем согласии с предложенной моделью речи пока не идет».

Валерия Лебедева, Дмитрий Шестоперов