Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

ФНБ бросают на рельсы

ФНБ бросают на рельсы

ФНБ бросают на рельсы

ОАО РЖД запросило средства на железнодорожные выходы из Якутии

Газета «Коммерсантъ» №86/П от 24.05.2021, стр. 9
(обновлено в 00:01)

ОАО РЖД попросило денег из ФНБ на строительство не вошедших в программу развития Восточного полигона мощностей для вывоза угля из Якутии. Пока монополия заявилась на 25% от общей стоимости проекта в 350–700 млрд руб. в зависимости от наличия или отсутствия электрификации, но сумма может поменяться. Для ОАО РЖД важны условия, на которых ФНБ будет готов предоставить средства: по мнению экспертов, монополии нет смысла соглашаться на ставку выше 5–6% годовых.

ОАО РЖД направило в правительство предварительный пакет документов, необходимых для привлечения финансирования на проект строительства железнодорожных выходов из Якутии. «Мы направили в Минтранс и правительство предварительные материалы по проекту для рассмотрения,— рассказал глава ОАО РЖД Олег Белозеров.— Параллельно дорабатываем цифры, стоимость проекта зависит от электрификации: проект с тепловозной тягой обойдется в 350 млрд, а с электрификацией путей — более чем в 700 млрд руб.».

Формы проектного финансирования могут быть разными, говорит господин Белозеров. «Пока предложенный вариант предполагает порядка 25% средств из ФНБ,— сказал он.— Но, может быть, в процессе мы проговорим другие варианты совместных действий». В частности, говорит глава ОАО РЖД, нужно уточнить, под какой процент могут выдаваться средства ФНБ. «Ряд решений могут быть неприемлемыми — для нас важны ковенанты,— поясняет он.— Но мы считаем, что ФНБ должен быть лучше всех остальных имеющихся у нас механизмов».

Прошу проработать механизмы финансирования этого проекта, включая возможности ФНБ. Если это будет, конечно, необходимо. Во всяком случае, я против этого ничего иметь не буду

Выходы из Якутии — региона с растущей угледобычей, где «А-Проперти» и «Колмар» заявляют масштабные планы по ее наращиванию,— не включены в требуемом объеме в программу модернизации БАМа и Транссиба. Как пояснял в апреле замгендиректора ОАО РЖД Андрей Макаров, обозначенный угольщиками Якутии разбег с параметрами второго этапа расширения Восточного полигона — 36 млн тонн к 2024 году. В марте президент Владимир Путин поручил правительству представить предложения по расширению восточного участка БАМа для увеличения вывоза угля из Якутии и сообщил, что не имеет ничего против финансирования работ из ФНБ (см. “Ъ” от 3 марта). Господин Макаров говорил, что просить будут всю необходимую сумму.

В Минтрансе “Ъ” пояснили, что материалы ОАО РЖД получили, они находятся на рассмотрении. Комментировать стоимость проекта и источники финансирования в министерстве считают преждевременным. В Минфине и Минэкономики (изначально предложение об использовании средств ФНБ исходило от главы министерства Максима Решетникова) комментариев не дали.

Средства ФНБ разрешено вкладывать в самоокупаемые инфраструктурные инвестпроекты, их перечень утвержден правительством и за историю своего существования подвергался лишь незначительному пересмотру.

Среди железнодорожных проектов в перечне — модернизация БАМа и Транссиба, подходы к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна, закупка ОАО РЖД локомотивов, железная дорога Элегест—Кызыл—Курагино (проект отложен, см. “Ъ” от 1 апреля). При этом подход к окупаемости проектов может быть либеральным. По данным “Ъ”, по расчетам самого ОАО РЖД, из трех этапов модернизации Восточного полигона положительную чистую приведенную стоимость (NPV) имеет только второй. А концессионная дорога на Элегест, рассказывали “Ъ” собеседники на рынке, окупается в обозримые сроки только при стабильно крайне высокой цене на коксующийся уголь.

В 2015 году предлагалось предоставить СИБУРу кредит от ФНБ в $1,75 млрд под 2% годовых, напоминает управляющий партнер Veta Илья Жарский, так что ставка действительно может быть намного ниже. Но, по его мнению, вряд ли этот рекорд может быть повторен в текущих условиях. «Я думаю, ОАО РЖД хотело бы претендовать на ставку в размере инфляции или «инфляции плюс 1 процентный пункт», то есть около 5–6%, не более,— полагает он.— Именно такие цифры, например, озвучивались в планах строительства дороги Элегест—Кызыл—Курагино. С другой стороны, якутский проект носит яркую социальную окраску, и можно лоббировать еще более низкую ставку». По его словам, ОАО РЖД может привлекать на рынке облигаций средства под 7–8% годовых, а когда идет речь о ФНБ, конечно, рассчитывает на более выгодные условия.

Наталья Скорлыгина